ИБО ТАК ВОЗЛЮБИЛ БОГ МИР, ЧТО ОТДАЛ СЫНА СВОЕГО ЕДИНОРОДНОГО, ДАБЫ ВСЯКИЙ ВЕРУЮЩИЙ В НЕГО НЕ ПОГИБ, НО ИМЕЛ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ.
ХРИСТОС - НАДЕЖДА МИРА
НЕ ОСТАВЛЮ ВАС СИРОТАМИ; ПРИДУ К ВАМ.
(Иоан.14:18)
"И нарекут имя Ему Еммануил… с нами Бог". Свет познания славы Божией исходит от "лица Иисуса Христа". От вечности Иисус Христос и Отец суть одно. Иисус - "образ Божий", образ Его величия и могущества, "сияние славы Его". Иисус Христос пришёл в мир, чтобы явить славу Отца. Он пришёлна эту грешную землю, чтобы открыть людям свет Божьей любви и быть "Богом с нами".
Посему о нём сказано в пророчестве: "И нарекут имя Ему Еммануил". Придя на землю, чтобы жить среди нас, Иисус должен был открыть Бога людям и ангелам. Он был Словом Божьим, откровением замысла Божьего. В своей молитве за учеников Он говорит: "Я открыл им имя Твоё", человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный"; "да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них". Но это откровение дано не только Его детям, рождённым на земле. Наш мир - это учебник для вселенной. "Ангелы желают проникнуть" в чудесный план спасения по благодати Бога и будут пытаться постичь таинство Его искупительной любви в Бесконечной череде веков. Как искупленные дети земли, так и непадшие жители миров будут находить в крестном подвиге Христовом источник мудрости, и воспевать его. Они увидят, что слава, исходящая от лица Иисуса, - это слава жертвенной любви. В свете Голгофы явлено, что заакон жертвенной любви - это закон жизни на небе и на земле; что любовь, которая "не ищет своего", исходит от Бога; что в Смиренном и Униженном явлен характер Того, Кто обитает в неприступном свете. От начала Бог явил Себя в деле творения. Христос распростёр небеса и положил основание земли. Он же сотворил и звёздные миры во вселенной, и полевые цветы. "Он поставил горы", "Его - море и Он создал его" (ПС.64:7; 94:5). Он наполнил землю красотой и воздух пением. И каждое Его творение на земле, в воздухе и на небесах несёт на себе отпечаток любви Отца.
Грех исказил совершенство Божьего творения, но рука Создателя по-прежнему видна во всём. Даже сегодня всё сотворённое возвещает о Его совершенстве. Никто и ничто, кроме эгоистичного человека, не живёт для самого себя: и птица, парящая в небе, и зверь, ходящий по земле, - все живут для пользы другого. И нет листа в лесу или самой незаметной былинки, которые не выполняли бы своего назначения. Каждое дерево, каждый куст и лист выделяют те вещества, без которых не могут существовать люди и животные. А человек и животное способствуют в свою очередь жизни растений. Прекрасные цветы благоухают, служа благословением для мира. Солнце изливает свой свет на радость всему живому. Океан, наполняющий живительные источники, вбирает в себя воды всей земли, чтобы снова их отдать. Влага, испаряющаяся с его поверхности, дождямивозвращается на землю, чтобы она цвела и плодоносила.
Ангелы - вестники славы небесной - дарят свою любовь людям и неустанно заботятся о падших и грешных душах. Небесные существа стремяться привлечь наши сердца, они приносят в этот мрачный мир свет небесных обителей. Чутко и терпеливо они стараются побудить человеческий дух для того, чтобы вернуть падшим утраченную связь со Христом, более тесную, чем те могут представить. Всё в природе свидетельствует о Боге, но наиболее полно мы видим Его в Иисусе. Глядя на Иисуса, мы понимаем, что слава нашего Бога заключается в том, чтобы даровать. "Я… ничего не делаю от себя, - сказал Христос, - Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцем", "Я не ищу Моей славы", а славы пославшему Меня (Иоан.8:28; 6:57; 8:50; 7:18;). В этих словах утверждён великий принцип - закон жизни во Вселенной. Всё, что Христос получил от Бога, Он получил, чтобы отдать. Этот же принцип действует и в Царстве Небесном - в Его служении всем Господом сотворённым существам: через возлюбленного Сына Отец изливает на всех жизненную энергию, и через Сына она возвращается в потоках хвалы и радостного служения к Великому Источнику всего сущего. Таким образом, во Христе получает завершение круг благодеяний, раскрывающий сущность великого Подателя жизни, и жизни действующей во вселенной.
Этот закон был нарушен ещё на небе. Начало греха - в эгоизме. Люцифер, осеняющий херувим, захотел быть первым на небе. Он стремился к власти над небесными существами, чтобы отдалить их от творца и заставить поклоняться себе. Для этого он представил им Бога в ложном свете, обвинив Его в стремлении к самовозвеличиванию. Свои собственные порочные наклонности он приписал любящему Творцу. Так он ввёл в заблуждение ангелов и людей, заронив в них недоверие к Слову Божьему и заставив сомневаться в Его доброте. Поскольку Бог преисполнен необыкновенного величия, а сущность его - правосудие, то сатана заставил людей думать, что Он жестокий и непрощающий. Ему удалось обмануть первых людей и склонить их на свою сторону, принудив восстать против Бога. И море страданий затопило землю.
Утратив истиное представление о Боге, земля погрузилась в духовный мрак. И для того чтобы рассеять тму, чтобы мир мог снова обратиться к Богу, необходимо было сокрушить сатанинское обольщение. Но этого нельзя было сделать силой. Рименение силы противоречит основам Божественного правления. Бог желает только служения, основанного на любви, а к любви нельзя принудить. Любовь можно вызвать только любовью. Знать Бога - значит любить Его. Поэтому и необходимо было открыть характер Бога, противоположный характеру сатаны. И это могло сделать только одно существо во вселенной. Только тот, кто знал всю красоту и глубину любви Божьей мог явить её миру. Ад землёй, погружённой во тьму греха и беззакония, должно было взойти "Солнце Праведности и исцеления в лучах Его" (Мал.4:2).
План нашего искупления созрел гораздо раньше грехопадения Адама. Он был откровением "тайны, о которой было от вечных времён умолчано" (Рим.14:24). В нём раскрывались принципы, которые от века были основанием Божественного престола. От начала Бог и Христос знали об отступничестве сатаны и о грехопадении человека, поддавшегося обольщающей силе отступника. Бог не предопределил существование греха, но Он предвидел его возникновение и предусмотрел план избавления от страшной катастрофы. Его любовь к миру была так велика, что Он решил отдать Своего единородного Сына, "чтобы чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную".
Люцифер сказал: "Выше звёзд Божиих вознесу престол мой… буду подобен Всевышнему" (Ис.14:13-14). Но Христос, "будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись человеком и по виду став как человек" (Флп.2:6-7).
Эта жертва была добровольной. Иисус мог остаться с отцом в окружении небесной славы, почитаемый небесными ангелами. Однако Он предпочёл отдать Свой скипетр в руки Отца и сойти с престола на землю, для того чтобы принести свет ходящим во мраке и вернуть жизнь погибающим.
Почти две тысячи лет назад от престола божьего раздались таинственного смысла слова: "Вот, Я иду"; "жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал мне.… Вот иду, как в начале книги написано о мне, исполнить волю Твою, Боже" (Евр.10:5-7). Здесь говорится об исполнении того плана, который был задуман от вечности. Христос был готов прийти в наш мир во плоти. Он говорит: "Но тело уготовал мне". Если бы он явился во всей славе, которую имел у Отца прежде бытия мира, то мы не смогли бы вынести Его присутствия. Чтобы мы моглы созерцать Его и не погибнуть, Его слава была сокрыта. Божественная Его природа была сокрыта в человеческой природе, невидимая слава воплотилась в видимом человеческом образе.
Этот великий замысел прежде открывался нам в образах и символах. Горящий куст, в котором Христос явился Моисею, обнаруживал присутствие Бога. Символ, который наглядно изображал Божество, был обыкновенным кустом, ничем не примечательным. В Нём пребывал Бог. Бесконечно милостивый. Бог скрыл Свою славу в скромном образе, чтобы Моисей мог смотреть и не погибнуть. Так и в столпе облачном днём, и в столпе огненном ночью Бог общался с Израилем, открывая людям Свою волю и являя им Свою благодать. Слава Господня была умалена. Его величие сокрыто, чтобы слабый и ограниченный человек мог вынести его. Так же и Христос должен был прийти в "униженном теле нашем" (Флп.3:21) и стать подобным человеку. В глазах мира Он не был наделён тем величием, которое привлекало бы к Нему. И всё же Он - Бог во плоти, свет неба и земли. Его слава была затенена. Его величие и могущество сокрыты, чтобы он мог быть ближе к людям, отягчённым скорбями и искушениями. Бог заповедал через Моисея всему Израилю: "И устроят они мне святилище, и буду обитать посреди их" (Исх.25:8). И Он обитал в святилище, среди своего народа. Во время изнурительного странствования по пустыне символ Божественного присутствия был с ним. Так и Христос поставил Свою скинию посреди нашего человеческого стана. Он раскинул Свой шатёр рядом с шатрами Людей, чтобы жить среди них и открыть им Свой Божественный характер. "И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели Его славу, как единородного от Отца" (Ин.1:14).
Поскольку Иисус пришйл и жил с нами, мы знаем, что Богу известны, выпавшие на нашу долю испытания, что Он сочувствует нам в наших скорбях. И теперь сыновья и дочери Адама могли воочию убедиться, что наш Творец - Друг грешникам. Ибо в каждом благодатном уроке, в каждом радостном обетовании, в каждом проявлении любви, во всём, что совершил Спаситель на земле, мы видим, что "с нами Бог".
Сатана выставляет Божественный закон любви законом своекорыстия. Он утверждает, что невозможно повиноваться заповедям закона. Вину за падение наших прародителей и за все горестные последствия греха он возлагает на Творца, побуждая смотреть на Бога как на виновника их греха, страданий и смерти. Иисус должен был разоблачить этот обман. Уподобившись нам, Он был призван показать пример послушания. Для этого Он принял человеческое естество и прошёл через выпадающие на долю человека, испытания. "Он должен был во всём уподобиться братиям" (Евр.2:17). Если бы нам пришлось переносить то, что не довелось испытать Иисусу, сатана мог бы утверждать, что Божья сила недостаточна для нас. Поэтому Иисус был "подобно нам искушён во всём" (Евр.4:15), и он перенёс все испытания, которые переносим мы, и не воспользовался ни единым своим преимуществом, ничем, что было бы недоступно и нам. Придя на землю человеком, Спаситель боролся с искушением и побеждал силой, данной ему Богом. Он говорит: "Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон твой у меня в сердце" (Пс.39:9). Утешая приходящих к Нему, поражённых сатаной, Он открывал людям суть Божественного закона и смысл Своего служения. Вся Его жизнь свидетельствует о том, что и мы способны повиноваться закону Божьему.
Благодаря Своей человеческой природе Иисус соединился с людьми. Благодаря Своей Божественной природе Он поддерживал связь с престолом Господа. Как Сын Человеческий, Он является для нас примером повиновения, как Сын Божий Он даёт нам силу повиноваться. Именно Христос сказал Моисею из куста на горе Хорив: "Я есьм Сущий… Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал Меня к вам" (Исх.3:14). Это было обетование о спасении Израиля. Поэтому, когда Он явился "в образе человеческом", он назвал Себя Сущим (Я есьм). Вифлиемское дитя, кроткий и смиренный Спаситель и есть Бог, "явившийся во плоти" (1Тим.3:16). Он говорит нам: "Я есьм пастырь добрый"; "Я - хлеб живый"; "Я есьм путь, истина и жизнь"; "дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Ин.10:11; 6:51; 14:6; Мф.28:18). Я есьм залог исполнения всех обетований. Я есьм. Не бойся. "С нами Бог" - это залог нашего освобождения от греха, заверение в том, что мы имеем силу повиноваться законам Неба.
Уничижившись, Христос приял на Себя человеческое естество и явил характер, противоположный характеру сатаны. Но само воплощение ещё не было пределом уничижения. "По виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Флп.2:8). Подобно тому, как первосвященник снимает пышные первосвященнические облачения инадевает белую льняную одежду рядового священника, так и Христос принял образ простого служителя и принёс Себя в жертву, будучи одновременно и священником и жертвой. "Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём" (Ис.53:5). Со Христом поступили так, как того заслуживаем мы, - чтобы с нами поступали так, как того заслуживает Он. Осуждённый за наши грехи, к которым Он не был причастен, Христос пострадал, чтобы мы были оправданы Его праведностью, к которой мы не причастны. Он принял нашу смерть, чтобы мы приняли Его жизньё "Ранами Его мы исцелились". Своей жизнью и смертью Христос восстановил то, что было разрушено грехом. Больше того, сатана имел цель навечно разъединить Бога и человека, но через Христа мы стали ещё ближе к Богу, чем до своего падения. Приняв человеческую природу, Спаситель сочетался с человечеством вечными и неразрывными узами. "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного" (Ин.3:16). Бог отдал Его не только для того, чтобы Он взял на себя наши грехи и принёс Себя в жертву за нас, Он отдал Его падшему человечеству навсегда, чтобы уверить нас в Своём непреложном завете мира.Бог послал Сына Своего единородного стать одним из членов человеческой семьи, навсегда сохранить своё человеческое естество. В этом залог того, что Бог исполнит Своё Слово. "Ибо Младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его. "Бог в лице Своего Сына принял человеческую природу и вознёс её на Небеса. Именно Сын человеческий разделяет с Отцом престол во Вселенной. Именно о Сыне Человеческом сказано: "Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис.9:6). Сущий является посредником между Богом и людьми. Он, "святой, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников", не стыдится называть нас братьями (Евр.2:11; 7:26). Во Христе земная и небесная семьи породнились. Прославленный Богом Христос является нашим Братом. Небо сокрыто в человечестве, а человечество в свою очередь заключено в недрах бесконечной Любви. О Своём народе Бог говорит: "Подобно камням в венце, они воссияют на земле Его. О как велика Благость Его и какая красота Его (Зах.9:16-17). Возвышение искупленных будет вечным свидетельством Божьей милости. "В грядущих веках" Он явит "преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе", дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем" (Еф.2:7; 3:10-11).
Искупительное служение Христа оправдало правление Бога. Всемогущий явлен как Бог любви. Обвинения сатаны опровергнуты, и сущность его выявлена. Восстание больше никогда не повторится. Грех отныне никогда не нарушит гармонию Вселенной. В вечности все будут защищены от падения. Самоотверженная любовь Христа соединила жителей земли и небес с Творцом нерушимыми узами.
Дело спасения будет завершено. Где когда-то умножался грех, там стала преизобиловать Божья благодать. Земля, которую сатана пока ещё считает своей вотчиной, будет не только отнята у него, но и возвеличена. Наш маленький мир, над которым тяготело проклятие греха, который являлся единственным тёмным пятном в славном Божьем мироздании, получит особый статус среди прочих цивилизаций. Именно здесь, на нашей планете, где Сын Божий жил среди людей, где Он, Царь Славы, страдал и умер, - именно здесь Господь, сотворив всё заново поставит свою скинию. "Он будет обитать с нами; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их". И бесконечно искупленные будут ходить в свете Божьем и славить Его за неизречённый дар: "ЕММАНУИЛ, С НАМИ БОГ".
Молитесь же так.
Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; Да придёт Царствие Твоё; Да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твоё есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.